Семь способов вывинтить сломанный болт или шпильку

Почему болты срываются?

Несмотря на массу плюсов, резьбовые соединения имеют один существенный недостаток: болты достаточно часто ломаются

В такой отрасли, как автомобильная промышленность, резьбовые соединения применяются очень широко. Практически все детали автомобиля собираются при помощи резьбы. Несмотря на ещё большую простоту и дешевизну сварки, она не может полностью вытеснить резьбу, поскольку последняя обладает возможностью быстро разобрать конструкцию. 

При поломке болта возникают ситуации, когда его часть остаётся в отверстии и извлечь её оттуда достаточно проблематично

В статье рассмотрен вопрос, какими образом можно достать остаток сорванного болта из резьбового отверстия на примере работы с блоком цилиндров автомобиля.

Верхнюю часть сорванного болта с головкой часто удаётся выкрутить из резьбового отверстия, поскольку в 90% случаев болты ломаются по направлению закручивания

Причин, по которым болты разрушаются, немного. Основная – это чрезмерное усилие при закручивании. Используя ключи с длинной ручкой к болтам можно прикладывать огромные силы, которые, в конце концов, приведут к превышению усилия над пределом текучести, и болт просто разрушится в самом слабом месте. Чаще всего это первая треть длины резьбы, начиная от головки болта.

При сборке некоторых аппаратов важно не только подобрать правильные болты по резьбе и классу прочности, но и закрутить их с правильным усилием. Причём, оно должно быть не больше и не меньше чем то, которое указано в инструкции по сборке

Обычно, болт закручивают до его остановки, а потом производят докручивание.

Усилие при докручивании измеряют в ньютонах на метр или в килограмм-силах на метр (устаревший способ). Как это часто бывает, у мастеров может не оказаться нужного ключа, и используется то, что есть под рукой.

Вполне может сложиться такая ситуация, когда гипотетический болт, например, с резьбой М8, который должен закручиваться ключом с номинальным усилием 3.8 кгс·м, будет закручен ключом с усилием 4 кгс·м. При этом болт может сломаться. Даже разница в силе закручивания в 5% часто приводит к поломкам болтов.

Если приложить болт к двигателю, видно, что его срыв произошел точно надо блоком цилиндров, то есть остатки резьбы есть и в блоке и в головке

Нижняя же часть болта остаётся в конструкции. При этом, поскольку резьба уже находится на своём штатном месте, а болт просто докручивается, она может находиться сразу в обеих скручиваемых деталях. 

То есть, даже разборка всей конструкции не могла бы извлечь остатки болта. Единственное возможное решение в такой ситуации – провести экстракцию сломанной резьбы каким-либо другим способом.

При этом нужно понимать, что при извлечении болта ни в коем случае нельзя повредить внутреннюю резьбу конструкции, иначе ничего в это отверстие закрутить больше не получится.

Веранда пристроенная к дому – расширяем жизненное пространство: проекты, советы как создать своими руками (200 оригинальных фото идей)

Срезание болта

Нередко закисают регулировочные болты сход/развала. Дело в том, что их необходимо смазывать не только при каждой регулировке развала, но и на нулевом ТО. Если этого не сделать, болты закисают. На выкрученных болтах можно обнаружить слой алюминиевого окисла. Бывает ситуация, что гайка откручивается более или менее свободно, а болт крутится вместе с сайлентблоком и рычагом, т.е. болт закисает именно во внутренней втулке сайлентблока. В таком случае можно:

  • Нагревать — успех этого мероприятия не гарантирован, к тому же времени придется потратить немало.
  • Залить «вэдешкой» – если болт во втулке закис не слишком капитально, этот способ поможет его выкрутить. При необходимости можно оставить болты на ночь или на сутки для откисания. Потом их следует погреть. После этого они обычно откручиваются.
  • Использовать строительный перфоратор. Сначала откручивают гайку и снимают гровер шайбу. Затем накручивают гайку заподлицо с болтом. На гайку надевают соответствующего размера головку. Потом, вставив в перфоратор пику, а саму пику в головку включают перфоратор в режиме удара. От воздействия вибрации болты выбиваются и впоследствии их можно отвернуть.
  • Последний способ – пилить болт в сайлентблоке болгаркой, но есть риск повредить подрамник. Если снимать подрамник, то такая работа очень трудоемкая и дорогостоящая.

Пошагово работа выполняется следующим образом:

Установив домкрат и подложив под машину какие-нибудь подставки для надежности, снимают колесо, кулак и приступают к работе

Резать нужно крайне осторожно, чтобы не пропилить подрамник.
Отпилив рычаг и проушину, вытаскивают ее с внутренней втулки сайлентблока. Внутреннюю втулку с болтом спилить сложнее, чем рычаг, поскольку они утоплены в подрамник и болгаркой до них добраться трудно.
Когда болт уже распилен, может оказаться, что его части не вынимаются из-за закисшей втулки

В таком случае рекомендуется части крепежа нагреть и помочь зубилом и молотком, постучав по втулке.

Естественно, при таком варианте ремонта требуется заранее приобрести новые рычаги и болты. При осуществлении работы своими руками потратиться придется только на комплектующие. Однако без должных навыков работы с болгаркой браться за эту работу не рекомендуется. Перед тем как приступить к радикальному методу, эксперты все же советуют опробовать консервативные и менее дорогостоящие способы.

Закисшие болты – головная боль автомобилистов. На их выкручивание приходится тратить время, но если знать, какими способами можно выкрутить болт, то результат работы будет положительным.

Когда болт крепежного соединения проворачивается

Изредка случается, когда в резьбовом отверстии проворачивается болт, как открутить его, рассмотрим подробнее.

Сначала нужно поддеть изделие гвоздодером и постараться вытащить его как можно выше. Оставляя соединение в натяжении, медленно ключом выворачиваем его. Если нет в наличие гвоздодера, можно использовать отвертку. Если болт небольших размеров, можно извлечь его пассатижами.

Головка зажимается, и с применением силы тянется вверх. Если болт не представилось возможным извлечь сразу, тогда начинайте вращение зажатой кусачками головки против часовой стрелки, не ослабляя усилия вверх.

Эти смазки предназначены для трущихся деталей. Если ими смазать болт или гайку, со временем смазка затвердеет и открутить будет сложнее, чем ржавый болт. Лучше смазывать болты и гайки, когда их закручиваете, графитовой смазкой.

Ее можно купить в любом автомагазине.

Надеюсь, что статья была полезной и помогла Вам найти выход из сложной ситуации.

Как выкрутить сломанную шпильку

Если шпилька сломана и нет выступающей над поверхностью части, то выкрутить ее можно следующими способами:

  • сварочным полуавтоматом постепенно и аккуратно «наростить» пару сантиметров (если торец шпильки в зоне досягаемость сварочной проволоки) и за это «нарост» вывернуть с использованием зажимного инструмента;
  • использовать специальный инструмент – экстрактор (с виду похож на метчик, рабочая часть конусная, направление резьбы противоположное резьбе шпильки): выровнять торчащий торец шпильки напильником (или ровно отпилить ножовкой по металлу), накернить точно в центре, просверлить по оси шпильки отверстие нужного диаметра и глубины (примерно 2/3 от длины рабочей части экстрактора), вставить экстрактор и вращать с усилием до выкручивания шпильки;
  • подготовка с высверливанием как предыдущем способе, только применить метчик на левую резьбу шпильки (если шпилька с правым направлением) — когда метчик, нарезая резьбу, упрется в дно высверленного углубления в теле шпильки, то обломок часто выкручивается;
  • высверлить центр шпильки, подобрав таким образом диаметр, чтобы не задеть резьбовую часть гнезда, после чего извлечь остатки металла шпильки;
  • высверлить обломанную часть шпильки и резьбовое гнездо на сверлильном станке или ручной дрелью сверлом большего диаметра под ремонтную шпильку.

Использование метода высверливания углубления с вбиванием в него наконечника торкс несет в себе риски усиления клина в резьбовом гнезде из-за расширяющейся деформации стенок шпильки. С учетом возможных осложнений рекомендовать его в этой ситуации не будем, несмотря на то что ограниченно, с определенными условиями, и он может быть применен.

Затруднение может доставить выравнивание торца шпильки, если облом произошел в глубине. В таком случае неоценимую помощь окажет торцевая борфреза.

Еще одна вариация для метода высверливания. Можно применить сверла с левым направлением вращения и электродрель с переключателем направления и регулировкой числа оборотов. При сверлении на малых оборотах подклинившая резьба прослабляется и за счет левого вращения дрели остаток шпильки легко страгивается с места и выходит из резьбового гнезда.

Сверление часто разумнее делать в несколько проходов, от маленького сверла к тем, что покрупнее, до нужного диаметра.

Выкручиваем сорванные болты и гайки

«Слизанные» грани на шляпках болтов или гайках не такая уж редкость. Чрезмерные усилия, которые прилагаем при затягивании, а потом при откручивании, часто приводят к тому, что граница между гранями болта стирается. Если не откручивается болт — обычные ключи в таком случае бессильны — они просто прокручиваются, а крепеж остается на месте.

Сорванные или слизанные грани на гайке или болте не дают ее открутить

Чтобы открутить срывные болты и гайки есть несколько способов:

  • При помощи газового разводного ключа. За счет ребристых губок, регулируемой степени «затягивания» и достаточно большого рычага, разводной ключ помогает в большинстве случаев. Этот инструмент нередкий, так что первое, что надо сделать, если вам надо открутить крепеж со слизанной резьбой — опробовать этот метод.

  • Сделать новые грани. Меньшего размера, но более четкие. Это позволит лучше захватить гайку все тем же разводным газовым ключом. Грани делают:
    • Болгаркой. Работать надо аккуратно, чтобы не повредить поверхность под гайкой/шляпкой болта. Это рискованное мероприятие и его стоит применять как одну из последних мер.
    • Напильником. Этот метод отнимает больше времени, но он более безопасен. Если нет срочности, лучше подрихтовать грани напильником.
  • На гайку можно наварить штырь. Руками или при помощи рычага можно будет открутить болт с сорванными гранями. Этот же способ помогает, если резьба «прикипела». Во время сварки металл прогревается, ржавчина перекаляется, грязь подгорает, после чего болт или гайка откручивается значительно проще.
  • На слизанную шляпку болта наварить гайку. Потом обычным ключом открутить все вместе. Но этот способ работает, если шляпки плоские. Если они скругленные, можно попробовать срезать/сточить верхушку, потом наварить гайку и попытаться ее открутить.

  • С болтами большого диаметра можно использовать экстрактор. Срезать шляпку или гайку, рассверлить отверстие размером «под имеющийся экстрактор». Вставить штырь экстрактора и ключом, за толстую часть вывернуть всю конструкцию, освободить экстрактор.

Если под болтом есть пластиковая или резиновая прокладка, ее удаляют и снова пробуют один из предложенных методов. Если открутить болт с сорванными гранями всеми этими способами не получается, остается одно: срезать/спилить шляпку и высверлить штырь.

Выкручиваем обломанный болт

Для того, что бы извлечь обломанный болт экстрактором Вам необходимо будет воспользоваться дрелью. Так же Вам необходимо взять сверла, плашки для метчиков, крепкий керн. В сломанном «виновнике» необходимо сделать отверстие, диаметр которого не должен превышать диаметра резьбы обломанного болта.

Экстрактор имеет обратную резьбу.

В отверстие вкручивается экстрактор. При закручивании экстрактора, а точнее его обратной резьбы в обломанный болт, вы вместе с последним извлекаете его.

Если болт обломался и есть возможность до него достать, то Вам нужно восстановить геометрию того, что от него осталось. Воспользуйтесь напильником либо крупнозернистой наждачной бумагой. Потом нужно аккуратно накернить поверхность. Иначе сверло будет всегда гулять по остатку болта и сделать отверстие строго по центру не получится. Так же необходимо соблюсти соосность. Отверстие должно быть просверлено, как можно ближе к центру болта.

Необходимо начинать сверлить сверлом небольшого диаметра и чётко расположить отверстие по центру. Центрированное отверстие очень просто можно расширить. Диаметр экстрактора необходимо брать на 1мм больше, чем диаметр отверстия

Важно не просверлить насквозь отверстие, чтобы экстрактору было за что зацепиться

Экстрактор нужно вкрутить в углубление поверхности болта. Затем экстрактор необходимо установить в углубление и нанести удар молотком, стараясь забить в отверстие, как гвоздь. После этого он должен остаться в углублении.

Необходимо зажать плашкой его головку и вращать в направлении откручивания самого болта. Вращать плашку нужно не торопясь и как можно аккуратнее. Врезаясь в болт, экстрактор максимально затягивает его и передаёт свой крутящий момент на обломанного «виновника». В свою очередь крутящий момент и вывернет обломанный болт.

Способы, которыми можно выкручивать болты

Экстракторы сломанных болтов

Существует несколько способов выкрутить сломавшийся болт. Рассмотрим их более детально.

При помощи верхушки болта с головкой

При деформации на ней образуются своеобразные «усики», которыми можно зацепиться за оставшуюся часть болта в отверстии

Самый простой способ выкрутить сломанный, но хорошо смазанный при закручивании болт – это воспользоваться его уже отломанной верхней частью. 

Вероятность успеха при использовании данного способа невелика, но попытаться стоит, в особенности, если срыв болта произошел на начальном этапе докручивания.

Использование небольшой отвертки или зубила

Выкручивание поврежденных болтов

Можно попробовать выкрутить остатки болта, если воспользоваться отверткой или зубилом небольших размеров. При этом есть два варианта действий: либо просто выкрутить сломанную часть, используя неровности на месте разрыва, либо сделать на верхней стороне сломанной части некое подобие небольшого шлица, цепляясь за края которого и произвести выкручивание.

Последний способ реализуем только в том случае, если материал, из которого изготовлено зубило или отвёртка имеет более высокую прочность, нежели материал из которого был сделан болт.

Использование экстрактора

Экстрактор представляет собой сверло, имеющее длинный конусообразный наконечник

Это наиболее эффективный способ, поскольку с его помощью удаётся практически всегда добиться результата. Особенности устройства экстракторов заключаются в том, что они вкручиваются в отверстие, расположенное в центральной части выкручиваемого болта. При этом резьба, присутствующая на экстракторе имеет противоположное направление резьбе болта (т.н. «левая резьба»). 

Обычно, в продаваемых наборах идёт несколько сверл разного диаметра

Все они имеют одинаковую форму, при этом с другой стороны относительно конусообразной резьбы находится прямоугольное крепление для дрели или метчика.

В процессе вкручивания в болт, экстрактор расклинивает его и в какой-то момент стопорится. Дальнейшее вращательное движение передаётся через экстрактор к болту и выкручивает его.

Рассмотрим последовательность действий, которые необходимо проделать, чтобы выкрутить сорванный болт при помощи экстрактора.

№1 Рассверливание остатков болта

Рекомендуется сделать втулку небольшой длины, с внешней части которой нарезать резьбу с шагом, равным резьбе отверстия, в которую закручивался сорванный болт

1

Вначале необходимо сделать отверстие в остатках сломанного болта. Это очень сложная операция, поскольку диаметр болта относительно небольшой. Кроме того, при сверлении нужно быть очень осторожным, чтобы не повредить резьбу.

При этом используются два сверла с разной формой наконечника – с тупым и острым углом

2

В центре втулки нужно проделать отверстие, достаточное для прохождения сверла, которое будет рассверливать остатки болта.

К сожалению, этот способ применим не всегда, поскольку для его реализации необходимо иметь под рукой токарный станок. Поэтому применяется другой метод. 

Первое используется для выравнивания верхней части остатков болта, а второе – непосредственно для сверления отверстия под экстрактор. При этом диаметр сверла с наконечником, имеющим тупой угол, должен быть немногим меньше диаметра отверстия с резьбой. Диаметр второго сверла должен быть равен диаметру экстрактора.

№2 Закручивание экстрактора

Плоскогубцы использовать нежелательно, поскольку они приводят к «слизыванию» прямоугольного торца экстрактора

1

Дальше всё просто – в полученное отверстие закручивается экстрактор соответствующего диаметра

Это также следует делать осторожно, по возможности с малой скоростью. Нужно использовать правильный инструмент для закручивания экстрактора (метчик или специальную насадка на дрель с квадратным сечением), чтобы не испортить его крепление с противоположной стороны

В крайнем случае, можно к торцу экстрактора приварить гайку соответствующего размера, чтобы выкручивание болта сделать при помощи обычного ключа

Далее экстрактор закручивается в болт и вращается в нём до упора.

Дальнейшее вращение экстрактора приводит к выкручиванию остатков болта

ЛУЧШИЙ СПОСОБ выкрутить СОРВАННЫЙ БОЛТ или СЛОМАННУЮ ШПИЛЬКУ своими руками в гараже !?

Как выкрутить сломанный болт: 100% Рабочий способ

9.2
Total Score

Как выкрутить сломанный болт

Раскрытие темы

9

Доступность применения

9

Актуальность информации

9.5

Оценки покупателей: Будьте первым!

Как выкрутить шпильку за гладкую цилиндрическую часть

Если доступен только гладкий участок шпильки (например, резьбовая часть обломлена), то применимы следующие приемы;

  • зажать цилиндрическую часть в походящем инструменте (в плоскогубцах, трубном ключе, маленьких тисках, струбцине или в др.) и приложить усилие в направлении откручивания;
  • приварить к обломанному торцу сваркой металлический пруток в качестве Т-образной рукоятки;
  • надеть гайку чуть большего диаметра, приварить к шпильке по кругу и выкрутить ключом;
  • использовать квадратную шайбу толщиной с гайку или больше, с внутренним диаметром под один размер с диаметром цилиндрической части шпильки (идеально, если шайба садится на цилиндрическую часть шпильки с натягом), разрезать ее с одной стороны аналогично гайке в предыдущем подразделе, надеть на шпильку, зажать трубным ключом и откручивать;
  • использовать плашку (ту, что используется для нарезания резьбы), обточив конец шпильки до квадрата нужного размера;
  • использовать шпильковерт;
  • ножовкой по металлу выполнить пропил в торце под плоскую отвертку, с помощью которой извлечь шпильку.

В некоторых случаях при возможности, для усиления воздействия, одновременно с приложением усилия к отвертке или гаечному ключу можно использовать и второй инструмент (трубный ключ, плоскогубцы и т.п.), зажав ими гладкую боковую поверхность и воздействуя в направлении отворачивания.

Саморезы с сорванными шлицами (звездочка)

Если перекаленные саморезы пару раз выкручивали/закручивали, их грани теряют свою остроту, отвертка прокручивается, а сам винт остается на месте. Если он «сидит» в древесине, гипсе, ДСП или других подобных, не слишком жестких материалах, можно под отвертку положить тонкую резинку (например, для волос). За счет силы упругости добиваются более плотного прилегания к оставшимся граням, что помогает сдвинуть саморез с места. Остальные методы более «травматичны»:

  • Нарезать канавки внутри «слизанной» воронки, используя плоскую отвертку, открутить. Этот способ достаточно опасен: если стенки «воронки» слишком тонкие, есть вероятность того, что головка винта просто раскрошится от усилий. Останется только винт, который никак не получится выкрутить.

  • Рассверлить и выкручивать при помощи экстрактора небольшого диаметра.
  • Взять зубило, обточить его по размерам шляпки. Поставить его на шляпку, пару раз хорошо стукнув молотком. Образуется новая шляпка и, одновременно, может осыпаться имеющаяся ржавчина (если саморез застрял в железе). При помощи того же зубила попробовать сдвинуть упрямый винт с места. Для облегчения процесса можно капнуть масло на дерево или смазку WD40 на металл.
  • Высверлить вокруг шляпки материал, взять трубку с внутренним диаметром чуть больше диаметра шляпки, надеть ее на шляпку. Внутрь залить клей. Когда клей застынет, выкрутить за трубку.

Остатки болта или шпильки без шляпки можно выкрутить так: нарезать левую резьбу в оставшемся теле, капнуть клеем «момент», ввинтить левый метчик, оставить на час. На основную резьбу капнуть масла и тоже оставить на час. Когда клей схватится, выкрутить. Если в древесине застряли остатки винта самореза, проще заделать это отверстие и рядом установить другой крепеж.

Как вытащить сломанный болт: пошаговая инструкция

Сложнее всего извлекать обломок болта, который имеет неплоскую поверхность – в процессе засверливания сверло может просто соскользнуть, и деталь будет повреждена, а извлечение болта усложнится.

Так выглядит обломок болта в детали

Чтобы было проще, стоит еще раз впрыснуть смазывающую жидкость, а затем использовать подходящую по резьбе направляющую втулку. Ее нужно ввернуть в отверстие до упора, а затем затянуть контргайкой.

Подобранная втулка

Сверлом нужно сделать небольшое отверстие в обломке под экстрактор. Рекомендуется смазать конец сверла смазкой.

Делаем отверстие смазанным сверлом

Если все в порядке, можно продолжать сверлить – резьбу вы не повредите, поскольку углубление уже создано. Только насквозь обломок сверлить нельзя – вы можете повредить деталь, особенно, если она из мягкого металла.

Следующий шаг – вбивание в отверстие подходящего по размеру винтового экстрактора. Убедитесь, что он плотно зафиксирован и не выскальзывает. Если это так, можно начать аккуратно и медленно выворачивать экстрактор вместе с обломком.

Винтовой экстракторВыворачиваем обломок

Обломанный болт извлечен, осталось лишь проверить, в целости ли резьба – для этого нужно ввернуть в отверстие новый болт. Чтобы это было сделать проще, можно смазать резьбу смазкой.

Извлеченный обломок болта. Как видно, резьба у него осталась целой благодаря аккуратным действиям. Деталь не повреждена

В процессе извлечения болта вы будете использовать химические средства, возможно, нагревать деталь в месте отверстия, применять ударные инструменты и сверлить, поэтому важно позаботиться об индивидуальной защите: лучше надеть перчатки, одежду с длинными рукавами, очки, а также при возможности и респиратор, чтобы защитить дыхательные пути. Такой способ поможет извлечь обломанный болт даже из глубокого отверстия, если делать все правильно и соблюдать технику безопасности

Есть и другие методы, но за их эффективность ручаться не приходится, тогда как описанный выше способ всегда работает безотказно

Такой способ поможет извлечь обломанный болт даже из глубокого отверстия, если делать все правильно и соблюдать технику безопасности. Есть и другие методы, но за их эффективность ручаться не приходится, тогда как описанный выше способ всегда работает безотказно.

Как выкрутить оставшийся обломок

Если шпилька все-таки обломилась — не надо отчаиваться. Чтобы выкрутить обломанную часть, используют несколько приемов. Одни требуют применения промышленного оборудования, для других достаточно несложной оснастки, доступной для домашнего мастера.

Как выкрутить сломанную шпильку

Если остался торчать обломок, то применяют один из приемов:

  • Надевают гайку чуть большего диаметра и приваривают ее. Далее ключом можно вывернуть сломанную шпильку.
  • Приваривают поперечный пруток (арматуру) длиной 30-40 см. Пользуясь им как воротком, можно выкрутить обломок.
  • Напильником затачивают верхушку под квадрат. Теперь обломок можно выкрутить воротком для метчиков.

Выкручивание обломавшейся шпильки

Если же слом произошел заподлицо с поверхностью ГБЦ (или другого агрегата), по обломок придется высверливать.

Высверливание резьбы обломавшейся шпильки

Перед сверлением следует накрыть ГБЦ плотной тканью, чтобы искры и отходы не попали в цилиндры.

Далее необходимо угловой шлифмашиной с абразивным диском выровнять поверхность обломка. Она должна стать строго горизонтальной. В средине накернивают точку.

Далее берут сверло диаметром чуть меньше, чем внутренний диаметр резьбы. Лучше всего положить ГБЦ на рабочий стол стационарного сверлильного станка — так меньше риск отклонения сверла от вертикали.

Высверливание резьбы обломавшейся шпильки

После прохождения отверстия на всю глубину следует выкрутить из него останки высверленного обломка, используя пассатижи или острогубцы. Далее обязательно нужно пройти отверстие комплектом штатных метчиков.

Вывод

Существует несколько вариантов извлечения поломанных болтов из отверстия, которые можно использовать при определенных типах повреждения. Однако лучше всего заранее приобрести набор экстракторов, которые можно считать самыми лучшими инструментами для таких задач.

Нередко при проведении различных работ по починке автомобиля мастер сталкивается с такой проблемой, как излом деталей или креплений. Это неприятное последствие прикипания или поражения ржавчиной. Поэтому актуален вопрос того, как выкрутить сломанный болт, чтобы миновать последствия излома или хотя бы свести их к минимуму.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector